Суббота Акафиста

Вечером 23 марта в храме Рождества Христова города Нижневартовска было совершено богослужение с чтением акафиста Пресвятой Богородицы. Церковный устав гласит, что Великим постом в храме мы не служим акафисты, а канун этой субботы – единственный во время поста день, когда совершается служение Акафиста – Великого Акафиста Пресвятой Богородице. Иначе этот день называется Похвала Пресвятой Богородицы, потому что в акафисте поется хвала Божией Матери. Праздник был установлен в IX веке как благодарность Матери Божией за то, что она неоднократно освобождала Константинополь, столицу Византийской империи, от нашествия внешних врагов. Как пишет исследователь архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), он «был составлен в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности».

111

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *